повествует нам о возвращении нерадивого сына к любящему отцу, после того как этот младший сын, взяв у отца положенное ему наследство, уйдя из дома, промотал его на распутную жизнь.
1 Приближались к Иисусу все мытари и грешники слушать Его.
2Фарисеи же и книжники роптали, говоря:
― Он принимает грешников и ест с ними. …
11 Ещё сказал им Иисус притчу:
20 Встал и пошёл к отцу своему.
И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился над ним; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. 21 Сын же сказал ему: «Отче, я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим!». 22 А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; 23 и приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться, 24 ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся». И начали веселиться.
25Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; 26 и, призвав одного из слуг, спросил: «Что это такое?» 27 Слуга сказал ему: «Брат твой пришёл, и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым». 28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. 29 Но он сказал в ответ отцу: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; 30 а когдапришёл этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, ты заколол для него откормленного телёнка». 31 Отец же сказал ему: «Сын мой, ты всегда со мною, и всё моё твоё, 32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой этот был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».
ТОЛКОВАНИЕ
В притче три персонажа:
1) Блудный младший сын.
2) Любящий отец.
3) Верный старший сын.
Поговорим о каждом из них отдельно и подробно.
Блудный младший сын
Блудный младший сын символизирует неверующих в Бога грешников, да грешников не простых, а всех злых людей каких только мы себе можем и не можем представить. Мы очень любим всё представлять в таких лаконичных формах: ну грешник, ну блудный бедный сыночек — но это ошибка. Под этим блудным сыном подразумеваются все люди на земле когда-либо жившие и грешившие: это и Каин, и Ирод, и Пилат с Каиафой, распявшие Иисуса Христа, и Мухамед, и Гитлер, и Сталин, и Путин и т.д. Когда мы это поймём, тогда поймём насколько сильна любовь Отца, не отрекшегося от него, а после деятельного покаяния сына, простившего его и снова принявшего в свой дом.
Под «имением» подразумевается «любовь», которую человек «расточает», то есть угашает в себе, творя злые дела.
Под «приходом в себя» подразумевается «покаяние» (одумался, образумился), изменение помыслов сердца, твёрдое решение не творить зла и делать добро, то есть любить всё Божье творение.
«Встал и пошёл к отцу своему» означает то, что он начал творить дела достойные покаяния, то есть добрые дела, дела любви. Он спасся не просто верою в то, что отец примет его обратно, хотя бы и наёмником, продолжая и дальше сидеть со свиньями, а своим действием, то есть обратным путешествием в дом отца, идя туда шаг за шагом — что и означает деятельную жизнь в любви ко всему творению Бога, ибо
Мф.11:12
Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие овладевают им.
Отец любящий
«Любящий отец» символизирует Бога-Любовь, но также и Бога-Свободу. Отец не погнался за сыном, когда тот решил взять свою часть имения и уйти из дома, не пошёл разыскивать его и тогда, когда тот уже долго отсутствовал, не пошёл ему навстречу даже и тогда, когда тот одумался и пошёл обратно домой. Поступал так отец потому, что насильно мил не будешь, любовь может быть лишь только добровольной, а отец не нарушал свободу сына, ожидая его добровольной любви к нему. Но когда сын был уже рядом с домом, Отец с радостью выбежал ему навстречу и целовал его. И после его слов раскаяния снова воздал ему все привилегии сына и стали все веселиться от радости о возвращении деятельно покаявшегося грешника.
Верный старший сын
«Верный старший сын» символизирует верующих в Бога «праведников», и уже ранее других покаявшихся грешников, но не достигших совершенной любви Отца, которые вместо любви и радости завидуют счастью деятельно покаявшегося грешника-брата. Здесь есть отсылка к Авелю и Каину, который убил брата своего Авеля из зависти, потому что Бог благоволил ему. Старший сын служил Отцу, но не любил Его! (иудеи, православные, католики, протестанты, мусульмане и прочие «избранные» — все служат Богу). Если бы он любил Отца, то любил бы и младшего сына Отца своего, младшего брата своего.
Не способность радоваться счастью ближнего — есть свидетельство отсутствия любви.
1Ин.4
20 Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? 21 И мы имеем от (Христа) Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.
Оба сына символизируют всё человечество в целом, а также всеобщее покаяние, которого так ожидает Отец-Бог. В притче мы не видим ни одного сына-изгоя, которого отец ненавидит, проклинает и отвергает (пр.: Ной проклинает Хама). Он желает, чтоб каждый сын был исполнен совершенством в любви. Но почему мы не видим доброго ответа старшего сына, который символизировал бы собой всеобщее покаяние? Потому что, как сказал Иисус, никто не знает ни дня ни часа, когда каждый отдельный свободный человек решится и исполнится совершенством любви к абсолютно каждому живому существу на земле, тем самым явив свою любовь к Богу-Отцу.