Глава 1 (Глава 1 . Бог, единый для всех, суд ит всех) 1 Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Бож ьему, 2 которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, 3 о Сыне Своём, Который родился от семени Давидова по плоти 4 и открылся Сыном Бож ьим в силе, по духу святыни, через воскресение из м ёртвых, о б Иисусе Христе Господе нашем, 5 через (Христа ) Которого мы получили благодать и апостольство , чтобы во имя Его покорять вере все народы, 6 между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом, 7 всем находящимся в Риме возлюбленным Бож ьим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога отца нашего и Господа Иисуса Христа. 8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во вс ём мире. 9 Свидетель мне Бог, Которому служу (Богу ) духом моим в благовестии Сына Его (а не культа) , что непрестанно воспоминаю о вас, 10 всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Бож ья когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам, 11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, 12 то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.
( СУД ) 13 Не хочу, брат ья, оставить вас в неведении, что я многократно намеревался придти к вам (но встречал препятствия даже доныне), чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов. 14 Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам. 15 Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме. 16 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Бож ь я ко спасению всякому верующему , во-первых, Иудею, потом и Еллину. 17 В н ём открывается правда Бож ья от веры в веру, как написано: праведный (а не грешник) верою (в суд по делам жизни) жив будет ( Иез.3:16-21 ;33:1-20 ; Авв.2:4 ; Евр.10:38 ; Гал.3:11 ; Иак.2:21-26 ) . 18 Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою (а на неподавляющих, милость?..) . 19 Ибо, что можно знать о Боге, явно для (каждого ) них, потому что Бог явил им . 20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что (нет для них оправдания — ред. ) они безответны. 21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; 22 называя себя мудрыми, обезумели, 23 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, 24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. 25 Они заменили истину Бож ью ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. 26 Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; 27 подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за сво ё заблуждение. 28 И как они не позаботились иметь Бог а в разум е /познании , то предал их Бог превратному ум у — делать непотребства , 29 так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, 30 злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, 31 безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы (грехи против ближнего, а не против культа) . 32 Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти ; однако не только их делают, но и делающих одобряют.
Глава 2 1 Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. 2 А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела . 3 Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суд а Бож ьего, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же? 4 Или пренебрегаешь богатство м благости, кротости и долготерпения Бож ьего, не разумея, что благость Бож ья вед ё т тебя к покаянию ? 5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суд а от Бог а , 6 Который воздаст каждому по делам его : 7 тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия ― жизнь вечную ; 8 а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде ― ярость и гнев . 9 Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое , во-первых, Иудея, потом и Еллина! 10 Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе , во-первых, Иудею, потом и Еллину! 11 Ибо нет лицеприятия у Бога ( см.подробнее ) . 12 Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся 13 (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, 14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: 15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о ч ё м свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую ) 16 в день , когда, по благовествованию моему, Бог будет суд ить тайные дела человеков через Иисуса Христа .
17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, 18 и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, 19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, 20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: 21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого? 22 Проповедуя не красть , крад ёшь? говоря: не прелюбодействуй , прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? 23 Хвалишься (новым заветом ) законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? 24 Ибо из-за вас , как написано, хулится имя Бож ь е у язычников . 25 Обрезание (крещение ) полезно, если исполняешь (заповеди Христовы ) закон; а если ты преступник закона, то обрезание тво ё стало необрезанием. 26 Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? 27 И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании? 28 Ибо не тот (христианин) Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание (крещение) , которое наружно, на плоти; 29 но тот Иудей, кто внутренн е таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Глава 3 (Глава 3 . Бог один для всех) 1 Итак, какое преимущество быть (христианином) Иудеем, или какая польза от обрезания? 2 Великое преимущество во всех отношениях, а наи более в том, что им вверено (Евангелие) слово (Христово) Бож ье. 3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Бож ью? 4 Никак. Бог истинен, а всякий человек лжив , как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Тво ё м . 5 Если же наша неправда открывает правду Бож ью, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению). 6 Никак. Ибо иначе как Богу судить мир? 7 Ибо, если верность Бож ья возвышается моею неверностью к славе Бож ьей, за что ещ ё меня же судить, как грешника? 8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых. 9 Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, 10 как написано: нет праведного ни одного; 11 нет разумевающего; никто не ищет Бога; 12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного . (Пс.13/52) 13 Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их . 14 Уста их полны злословия и горечи. 15 Ноги их быстры на пролитие крови; 16 разрушение и пагуба на путях их; 17 они не знают пути мира. 18 Нет страха Бож ьего перед глазами их. 19 Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен п еред Богом, 20 потому что делами закона не оправдается п е ред Ним никакая плоть ; ибо законом познаётся грех. 21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Бож ья, о которой свидетельствуют закон и пророки , 22 правда Бож ья через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, 23 потому что все согрешили и лишены славы Бож ьей, 24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, 25 которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, сделанных прежде, 26 во время долготерпения Бож ьего, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса. 27 Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры. 28 Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою , независимо от дел закона . 29 Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников ? Конечно, и язычников, 30 потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру. 31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.
Глава 4 1 Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобр ёл по плоти? 2 Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не п еред Богом. 3 Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность (это вера словам Иисуса Христа) . 4 Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. 5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. 6 Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: 7 Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. 8 Блажен человек, которому Господь не вменит греха . 9 Блаженство это относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность . 10 Когда вменилась ? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания . 11 И знак обрезания он получил, как печать праведности (послушанием и исполнением) через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность, 12 и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании. 13 Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование — быть наследником мира, но праведностью веры . 14 Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование; 15 ибо закон производит гнев , потому что, где нет закона, нет и преступления. 16 Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам 17 (как написано: Я поставил тебя отцом многих народов ) пред Богом, Которому он поверил, животворящим м ёртвых и называющим несуществующее, как существующее. 18 Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: так многочисленно будет семя тво ё . 19 И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; 20 не поколебался в обетовании Бож ьем невер ием, но пребыл тв ё рд в вере (словам Христа о жизни и суде) , воздав славу Богу 21 и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное. 22 Потому и вменилось ему в праведность. 23 А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, 24 но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из м ёртвых Иисуса Христа, Господа нашего, 25 Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.
Глава 5 (Глава 5 . Праведность) 1 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, 2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Бож ьей. 3 И не этим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, 4 от терпения опытность, от опытности надежда, 5 а надежда не постыжает, потому что любовь Бож ья излилась (не на нас, а) в сердца наши Духом Святым , данным нам. 6 Ибо Христос , когда ещ ё мы были немощны, в определ ённое время умер за нечестивых . 7 Ибо едва ли кто умр ёт за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. 8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещ ё грешниками (2Кор.8:24 ) . 9 По тому тем более ныне, будучи оправданы Кров ью Его, спас ёмся Им от гнева. 10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спас ёмся жизнью Его. 11 И не довольно этого, но и хвалимся Богом ч ерез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение. 12 По тому, как одним человеком грех вош ёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в н ём все согрешили. 13 Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона. 14 Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама , который есть образ будущего. 15 Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Бож ья и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих. 16 И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление — к осуждению; а дар благодати — к оправданию от многих преступлений. 17 Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. 18 По тому, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем людям оправдание к жизни (души) . 19 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие. 20 Закон же приш ёл после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, 21 дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.
Глава 6 1 Что же скажем? (веруя ) оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак . 2 Мы умерли для греха: как же нам жить в н ём? 3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? 4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из м ёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновл ённой жизни. 5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, 6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; 7 ибо умерший освободился от греха. 8 Если же мы умерли со Христом (перестали грешить в этой жизни) , то веруем, что и жить будем с Ним (по воскресении в благости) , 9 зная, что Христос, воскреснув из м ёртвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. 10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что жив ёт, то жив ёт для Бога. 11 Так и вы почитайте себя м ёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. 12 Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; 13 и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу , как оживших из м ёртвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. 14 Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью. 15 Что же? (веруя ) станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак . 16 Неужели вы не знаете, что, кому вы отда ёте себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти , или послушания к праведности ? 17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя . 18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности . 19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые . 20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. 21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть. 22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу /учению/любви , плод ваш есть святость (совокупность совершенств) , а конец — жизнь вечная . 23 Ибо возмездие за грех — смерть , а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Глава 7 (Глава 7 . Жизнь по духу или по плоти в смертном теле) 1 Разве вы не знаете, брат ь я (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив? 2 Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умр ё т муж, она освобождается от закона замужества . 3 Пото му, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умр ё т муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа. 4 Так и вы, брат ь я мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из м ё ртвых, да приносим плод Богу (6:22) . 5 Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; 6 но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве. 7 Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай . 8 Но грех, взяв повод от заповеди, произв ё л во мне всякое пожелание: ибо без закона грех м ё ртв. 9 Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, 10 а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти, 11 потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею. 12 По то му закон свят, и заповедь свята и праведна и добра. 13 Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди. 14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. 15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. 16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, 17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. 18 Ибо знаю, что не жив ё т во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать его , того не нахожу. 19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. 20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. 21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. 22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Бож ь ем; 23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. 24 Бедный я человек! кто избавит меня от это го тела смерти? 25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Бож ьему , а плот ь ю закону греха.
Глава 8 1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу , 2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. 3 Как закон, ослабленный плот ью, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, 4 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу. 5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном . 6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, 7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Бож ьему не покоряются, да и не могут. 8 По тому живущие по плоти Богу угодить не могут . 9 Но вы не по плоти жив ёте, а по духу, если только Дух Божий жив ё т в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его . 10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. 11 Если же Дух Того, Кто воскресил из м ёртвых Иисуса, жив ёт в вас, то Воскресивший Христа из м ёртвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. 12 Итак, брат ья, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; 13 ибо если жив ёте по плоти, то умр ёте, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. 14 Ибо все, водимые Духом Бож ьим, суть сыны Бож ь и . 15 Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» 16 Этот самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Бож ь и . 17 А если дети, то и наследники, наследники Бож ьи, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. 18 Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. 19 Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Бож ь их , 20 потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего е ё, в надежде, 21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Бож ьих. 22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; 23 и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. 24 Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? 25 Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении. 26 Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о ч ё м молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными . 27 Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Бож ьей. 28 Притом знаем, что любящим Бога , призванным по Его изволению, вс ё содействует ко благу . 29 Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими брат ьями. 30 А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. 31 Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? 32 Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? 33 Кто будет обвинять избранных Бож ьих? Бог оправдывает их. 34 Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и справа от Бога, Он и ходатайствует за нас. 35 Кто отлучит нас от любви Бож ьей: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: 36 за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреч ё нных на заклание. 37 Но вс ё это преодолеваем силою Возлюбившего нас. 38 Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, 39 ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Бож ьей во Христе Иисусе, Господе нашем.
Глава 9 (Глава 9 . Вера) 1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, 2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: 3 я желал бы сам быть отлуч ённым от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, 4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; 5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог , благословенный во веки, аминь. 6 Но не то, чтобы слово Бож ье не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; 7 и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке нареч ё тся тебе семя . 8 То есть не плотские дети суть дети Божьи , но дети обетования признаются за семя. 9 А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын . 10 И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего. 11 Ибо, когда они ещ ё не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Бож ье в избрании происходило 12 не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: бо ́льший будет в порабощении у меньшего, 13 как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел . 14 Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. 15 Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею . 16 Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. 17 Ибо Писание говорит фараону: для того са ́мого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мо ё по всей земле . 18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. 19 Ты скажешь мне: «за что же ещ ё обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?» 20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» 21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для поч ётного употребления, а другой для низкого? 22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Сво ё, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, 23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, 24 над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников? 25 Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною . 26 И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ , там названы будут сынами Бога жив ого. 27 А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спас ё тся; 28 ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле . 29 И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре . 30 Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. 31 А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. 32 Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, 33 как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится .
Глава 10 1 Брат ья! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. 2 Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Бог у, но не по рассуждению. 3 Ибо, не разумея праведности Бож ьей и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Бож ьей, 4 потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего. 5 Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им . 6 А праведность от веры так говорит: не говори в сердце тво ём: кто взойд ё т на небо? то есть Христа свести. 7 Или кто сойд ёт в бездну? то есть Христа из м ё ртвых возвести. 8 Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце тво ё м, то есть слово веры, которое проповедуем . 9 Ибо если устами твоими будешь исповед овать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из м ёртвых, то спас ёшься (от смерти души) , 10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. 11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится . 12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его . 13 Ибо всякий, кто призов ёт имя Господне, спас ётся (от смерти души) . 14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? 15 И как проповед овать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! 16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас? 17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Бож ьего . 18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прош ёл голос их, и до пределов вселенной слова их. 19 Ещ ё спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным . 20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о бо Мне . 21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному .
Глава 11 1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. 2 Не отверг Бог народа Своего, который Он напер ёд знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: 3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут . 4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колен перед Ваалом . 5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. 6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело. 7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, 8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня . 9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, западнёй и петл ё ю в возмездие им; 10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда . 11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. 12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их. 13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мо ё. 14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них? 15 Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из м ёртвых? 16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. 17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, 18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. 19 Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться» . 20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся . 21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. 22 Итак видишь благость и строгость Бож ью: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Бож ьей; иначе и ты будешь отсеч ё н . 23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их. 24 Ибо если ты отсеч ён от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более эти природные привьются к своей маслине. 25 Ибо не хочу оставить вас, брат ья, в неведении о б этой тайне, чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до (последнего) времени, пока войдёт полное число язычников; 26 и так весь Израиль спас ётся, как написано: прид ё т от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова . 27 И этот завет им от Меня, когда сниму с них грехи их. 28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Бож ьи ради отцов. 29 Ибо дары и призвание Бож ье непреложны. 30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, 31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. 32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать . 33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Бож ьего! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! 34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? 35 Или кто дал Ему напер ёд, чтобы Он должен был воздать? 36 Ибо вс ё из Него, Им и к Нему . Ему слава во веки, аминь.
Глава 12 (Глава 12 . Любовь к ближнему) 1 Итак умоляю вас, брат ья, милосердием Бож ьим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу (13:8-14) , для разумного служения вашего, 2 и не сообразуйтесь с этим веком, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Бож ь я , благая, угодная и совершенная (чтобы мы любили друг друга) . 3 По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. 4 Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, 5 так мы , многие, составляем одно тело во Христе , а порознь один для другого члены (1Кор.12:27 ; Еф.5:22-33 ; 1Тим.3:15 ) . 6 И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; 7 имеешь ли служение, пребывай в служении (дьякон) ; учитель ли, — в учении; 8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, (в веселье) благотвори с радушием (1Пет.4:8-12 ) . 9 Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; 10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью ; в почтительности друг друга предупреждайте; 11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте ; Господу служите (12:1-2; 14:17-18) ; 12 утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; 13 в нуждах святых принимайте участие ; ревнуйте о странноприимстве. 14 Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. 15 Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими (видео ) . 16 Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе .
17 Никому не воздавайте злом за зло , но пекитесь о добром перед всеми людьми. 18 Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. 19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Бож ьему. Ибо написано: у М ен я отмщение , Я воздам , говорит Господь . 20 Итак, если враг твой голоден , накорми его; если жаждет , напой его : ибо, делая так, ты собер ёшь ему на голову горящие уг ли. 21 Не будь побежд ён злом , но побеждай зло добром .
Глава 13 1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. 2 По тому противящийся власти противится Бож ьему установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. 3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от не ё, 4 ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. 5 И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. 6 Для того вы и подати платите, ибо они Бож ьи служители, этим самым постоянно занятые. 7 Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. 8 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви ; ибо любящий другого исполнил закон . 9 Ибо заповеди : не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в это м слове: люби ближнего твоего, как самого себя . 10 Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона . 11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. 12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света . 13 Как дн ём, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; 14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти .
Глава 14 1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. 2 Ибо иной уверен, что можно есть вс ё, а немощный ест овощи. 3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. 4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает . И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. 5 Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума . 6 Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. 7 Ибо никто из нас не жив ёт для себя, и никто не умирает для себя; 8 а жив ём ли — для Господа жив ём; умираем ли — для Господа умираем: и потому, жив ём ли или умираем, — всегда Господни. 9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над м ёртвыми и над живыми. 10 А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов ( о суд е ). 11 Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий народ будет исповед о вать Бога . 12 Итак каждый из нас за себя даст отчё т Богу . 13 Не станем же более судить друг друга , а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну. 14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого ; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. 15 Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. 16 Да не хулится ваше доброе. 17 Ибо Царств о Бож ь е не (магическая) пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе . 18 Кто этим (плодами Духа , Гал.5:22 ) служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. 19 Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию . 20 Ради пищи не разрушай дела Бож ьего. Вс ё чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. 21 Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. 22 Ты имеешь веру? имей е ё сам в себе, пред Богом . Блажен (чистый сердцем ) , кто не осуждает себя в том, что избирает (следующие голосу Христа в сердце) . 23 А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а вс ё , что не по вере, грех (я не осуждаюсь в неисполнении того, во что не верю — 1Ин.5:10) . 24 Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных врем ён было умолчано, 25 но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере, 26 Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь.
Глава 15 (Глава 15 . Проповедь учения Иисуса Христа) 1 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать . 2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию . 3 Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня . 4 А вс ё, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду. 5 Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса , 6 дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. 7 По тому принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Бож ью. 8 Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных — ради истины Бож ьей, чтобы исполнить обещанное отцам, 9 а для язычников — из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему . 10 И ещ ё сказано: возвеселитесь, язычники, с народом Его . 11 И ещ ё: хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы . 12 Исаия также говорит: будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут . 13 Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Свят ого, обогатились надеждою. 14 И сам я уверен о вас, брат ья мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга; 15 но писал вам, брат ья, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати 16 быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Бож ьего , дабы это приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу . 17 Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу, 18 ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом , 19 силою знамений и чудес, силою Духа Бож ьего , так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика. 20 Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании, 21 но как написано: не имевшие о Н ё м известия увидят, и не слышавшие узнают . 22 Это-то много раз и препятствовало мне придти к вам. 23 Ныне же, не имея такого места в этих странах, а с давних лет имея желание придти к вам, 24 как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь общением с вами, хотя отчасти. 25 А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым, 26 ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме. 27 Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном. 28 Исполнив это и верно доставив им этот плод усердия, я отправлюсь через ваши места в Испанию, 29 и уверен, что когда приду к вам, то приду с полным благословением благовествования Христова. 30 Между тем умоляю вас, брат ья, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу, 31 чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее и чтобы служение мо ё для Иерусалима было благоприятно святым, 32 дабы мне в радости, если Богу угодно, придти к вам и успокоиться с вами. 33 Бог же мира да будет со всеми вами, аминь.
Глава 16 1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, д ьякониссу церкви Кенхрейской. 2 Примите е ё для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в ч ём она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому. 3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе 4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь. 5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа. 6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас. 7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня ещ ё уверовавших во Христа. 8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе. 9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне. 10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова. 11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе. 12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась в Господе. 13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою. 14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев. 15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых. 16 Приветствуйте друг друга с целованием святым . Приветствуют вас все церкви Христовы. 17 Умоляю вас, брат ья, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению , которому вы научились, и уклоняйтесь от них ; 18 ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу , а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных. 19 Ваша покорность вере всем известна; по тому я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло . 20 Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь. 21 Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои. 22 Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший это послание. 23 Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт. 24 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.