Йога во христе

ЙОГА во ХРИСТЕ ✝️ или христианский взгляд на йогу — это страница, где собраны все мои авторские христианские проповеди о йоге, о йогических учении и практике, моём христианском отношении к ним и моих рекомендациях христианам относительно практики йоги.

ЙОГА во ХРИСТЕ ✝️ или христианский взгляд на йогу 1.1 #ВЕГАН 💚 #ХРИСТОЛЮБ ✝️ЙОГА во ХРИСТЕ ✝️ или христианский взгляд на йогу 1.2 #ВЕГАН 💚 #ХРИСТОЛЮБ ✝️

Йо́га (дев. योग, IAST: yoga) — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния. В более узком смысле, йога — одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма.

Слово «йога» произошло от санскритского корня йодж или йудж, имеющего много смысловых значений: «соединение», «единение», «связь», «гармония», «союз», «упряжка», «упражнение», «обуздание», и т. п. Впервые встречается в «Ригведе» — древнейшем из сохранившихся памятников индийской литературы, но не в значении практики йоги, а как обозначение упряжи. В значении йоги как практики слово йога описано в тексте Катха-упанишады в строке 11-ой третьей главы. Аналогичное слову «йога» значение имеет латинское слово «religare», от которого, по одной из версий, произошло слово «религия».

ЙОГА во ХРИСТЕ ✝️ или христианский взгляд на йогу 2 #ВЕГАН 💚 #ХРИСТОЛЮБ ✝️

Основным текстом школы йоги являются «Йога-сутры» Патанджали, который считается основателем философии йоги. Йога Патанджали известна как раджа-йога, или йога управления умом. Патанджали даёт определение слова йога во второй сутре, которая является ключевой сутрой всего текста:

योग: चित्त-वृत्ति निरोध:
yogaś citta-vṛtti-nirodhaḥ IAST
Йога — обуздание волнений, присущих уму
(«Йога-сутры» 1.2)

Это определение базируется на значении трёх санскритских терминов. И. К. Таимни даёт следующий перевод: «Йога — это обуздание (ниродхах) изменчивости (вритти) ума (читта)». Вивекананда переводит сутру как «Йога заключается в недозволении уму (читта) принимать различные формы (вритти)».

В натха-сампрадае йогическая практика представлена мантра-йогой, хатха-йогой, лайя-йогой и раджа-йогой, а так же аштанга-йогой (яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи) и шаданга-йогой (ступени от асаны до самадхи, исключая яму и нияму).


Мантра-йога

Практикуя мантра-йогу, садхака реализует полученную от Гуру мантру и ее сиддхи.


Хатха-йога

В хатха-йогу входят следующие практики: сукшма-вьяяма, шат-кармы (очистительные техники, такие как нети, басти, наули, тратака, капалабхати), асана (устойчивое положение тела), пранаяма (контроль жизненной энергии посредством дыхательных упражнений), мудра (печать) и бандха (мышечный «замок»), перенаправляющие поток праны в центральный канал сушумна. Эти методы способствуют пробуждению спящей духовной силы — Кундалини-шакти, которая поднимается вверх по центральному каналу и соединяется со сверхсознанием — Шивой. Этот союз духовной энергии и сознания называют хатха-йога. В классических текстах натхов есть много определений термина «ха-тха», вот некоторые только некоторые из них: Сурья-Чандра, Прана-Апана, Дакшина-Вама, Ямуна-Ганга, Ида-Пингала, Шива-Шакти, Кула-Акула, Двайта-Адвайта и др. Через полное единство противоположностей и достижения идеального равновесия (самарасья), достигается высшая цель хатха-йоги.


Лайя-йога

Практика нада-анусандхана. Согласно текстам натхов, лучшая практика лайя-йоге — сосредоточение на звуке нада, благодаря чему сознание достигает чистоты, путем растворения колебаний ума (мано-лайя). Ум растворяется в звуке нада. Звук — это ничто иное, как Кундалини-шакти, проявленная в чакрах в виде матрики (звуков санскрита).


Раджа-йога

Раджа-йога предназначена для достижения глубокого трансового состояния (самадхи). Раджа-йога — это методы работы с сознанием, которые выполняют в йоге фундаментальную роль.

ЙОГА во ХРИСТЕ ✝️ или христианский взгляд на йогу 3 ВОСЕМЬ СТУПЕНЕЙ СТЕПЕНЕЙ ЙОГИ #ВЕГАН 💚 #ХРИСТОЛЮБ ✝️

«Йога-сутры» Патанджали также выступили основой для системы аштанга-йоги («восьмиступенчатой йоги»), определение которой даётся в 29-й сутре 2-й книги. Аштанга-йога является основной отличительной чертой практически всех современных вариаций раджа-йоги. Восемь ступеней, или уровней аштанга-йоги:


1 — Десять Ям

Яма — принципы взаимодействия с внешней средой:

Ахимса — ненасилие.
Сатья — приверженность истине в действиях, словах и мыслях.
Астея — неворовство.
Брахмачарья — контроль над всеми чувственными наклонностями и следование Брахману.
Кшама — прощение недостатков и вины других.
Дхрити — терпение и стойкость во всяких обстоятельствах.
Дайя — сострадание ко всем людям и иным созданиям, помощь находящимся в беде.
Арджава — простота жизни.
Митахара — строгое регулирование питания.
Шауча — очищение тела и ума.


2 — Десять Hиям

Нияма — принципы взаимодействия с внутренней средой:

Тапас — аскетизм.
Сантоша — удовлетворенность тем, что есть.
Астикья — вера в священные писания, Гуру и всех просветленных.
Дана — пожертвование.
Ишвара-пуджана — преданное поклонение божеству.
Сиддханта-вакья-шравана — систематическое слушание (изучение) писаний, особенно йога-шастр, осмысление и понимание истин, открытых в них благодаря духовному опыту просветленных Учителей.
Хри — чувство совести и стремление к исправлению своих недостатков.
Мати — развитие остроты разума, глубокого понимания.
Джапа — повторение божественного имени, совершаемое так часто и непрерывно, насколько возможно, мысленно или вслух, с глубокой преданностью.
Хома — предложение божеству еды, питья и предметов, которые представляют ценность для поклоняющегося.


3 — Асана

Асана — это устойчивое положение тела, в котором йоги может контролировать прану, ум и чувства. Асан существует великое множество, но все они ведут к качественному освоению сиддхасаны, падмасаны и др. положений, в которых можно с легкостью совершать дхьяну.


4 — Пранаяма

Прана-аяма или продление, увеличение способностей жизненной энергии (праны). Результаты пранаямы обретаются через работу с дыханием. Существует около 10 основных техник пранаямы.


5 — Пратьяхара

Пратьяхара — это контроль чувств через контроль ума, так как ум (манас) так же считается одним из органов восприятия (индрия). Посредством пратьяхары сознание от ограниченных объектов перенаправляется к Абсолюту.


6 — Дхарана

Дхарана — это направление духовного сосредоточения на объект.


7 — Дхьяна

Дхьяна — восприятие. Существует множество видов дхьяны, которые описаны в текстах натхов: стхула-дхьяна, сукшма-дхьяна, джьоти-дхьяна и др.


8 — Самадхи

Самадхи — состояние глубокого транса, когда исчезают границы между объектом, субъектом и их самбандханой (взаимосвязью). Существует множество разновидностей этого состояния: савикальпа-самадхи, нирвикальпа-самадхи, дхьянайога-самадхи, лайяйога-самадхи, надайога-самадхи, раджайога-самадхи, расананда-самадхи, бхактийога-самадхи, махабхава-самадхи, джада-самадхи и др.


Иногда их делят на четыре низшие и четыре высшие ступени, из которых низшие сопоставляют с хатха-йогой, в то время как высшие ступени принадлежат специфически к раджа-йоге. Одновременная практика трёх высших ступеней называется самьяма.

ЙОГА во ХРИСТЕ ✝️ или христианский взгляд на йогу 4 ПЕРВАЯ СТУПЕНЕЙ СТЕПЕНЕЙ ЙОГИ ЯМА #ВЕГАН 💚 #ХРИСТОЛЮБ ✝️

ПЕРВАЯ ступень/степень ЙОГИЯМА

Яма — यम (yama).Этимологически связано с корнем यम् (yam) – сдерживать, обуздывать, поддерживать  порядок. Также, यम (-आ или -ई) – близнец, один из пары.

1. Яма — правила поведения; самоконтроль и следование моральным принципам. Первая часть Аштанга-йоги.

Йогин должен их придерживаться, потому что без них практика хатха-йоги и др. может принести проблемы. Не соблюдая эти принципы или считая их просто моральными заповедями, не имеющими отношения к практике, очень мало шансов на то, что садхана йоги будет целостной и те же асаны и пранаяма принесут положительные результаты в духовной жизни. Поэтому нужно придерживаться принципов Ямы-Ниямы и спрашивать постоянно Гуру об упадешах, связанных с ними. Так можно утвердиться в этих принципах и обрести сиддхи, которые упоминаются в Йога-сутрах.

Яма рассматриваются как пути врат (ахимса-врата, сатья-врата, астея-врата и т.д.). Каждая может рассматриваться на разном уровне, например, ахимса – на уровне тела, на уровне речи (вачака-ахимса), на уровне ума (манасика-ахимса). Ахимса считается важнейшей из Ям. Манасика-ахимса означает, что для человека нет такого мышления, которое влияет деструктивно на него самого и окружающий мир. По сути, манасика-ахимса — это не просто моральные правила, а определенное восприятие и состояние сознания. То есть это способность жить в гармонии с миром, в резонансе с ним. Жить в гармонии с миром означает быть пустым, ничего на него не проецировать от своего эго, всегда быть готовым воспринимать все в этом мире таким, какое оно есть, а не так, как хочется нашему кармическому эго. Человек также может иметь о себе наносные представления и нарушать ахимсу в отношении самого себя. Не причинять вред себе и другим может только существо с очень чистым сознанием и гибким мировоззрением. Это мировоззрение не есть просто социальная мораль, как раз именно мораль может быть далека от ахимсы. Получается, что полную ахимсу человек способен реализовать в состоянии полного настоящего отречения от всех ограничений в самадхи.


Ахимса — ненасилие.

Непричинение вреда всем созданиям не только действиями, но также мыслями и речью. Избежание озлобленности по отношению к кому-либо. Это означает воздержание от злых чувств и поступков, враждебного поведения по отношению ко всем людям и живым существам. Смотреть видео об ахимсе


Сатья — приверженность истине в действиях, словах и мыслях.

Правдивость не только в речах, но также в мыслях и поведении. Это подразумевает приверженность истине в каждой сфере внутренней и внешней жизни. Сатья — это, когда действуешь очень гибко в соответствии с ситуациями. Смотреть видео о сатье


Астея — неворовство.

Подразумевает неворовство не только в действии, но и в мыслях, и желаниях. Иными словами, свобода ума от низменных желаний или склонности к присвоению какой-либо собственности любого существа во всякой форме. Погоня за прибылью тем или иным неподобающим способом за счет других рассматривается как форма воровства. Такие побуждения необходимо искоренять. Смотреть видео об астее


Брахмачарья — контроль над всеми чувственными наклонностями и следование Брахману.

Санскр. «Брахма» – «Дух, Абсолют» + «чарья» – «поведение, образ жизни, благочестие».

— одна из частей, составляющих яму (ступень в йоге), воздержание, целомудрие;
— начальный ашрам в жизни человека, вступившего на путь ученичества;
— буквально означает следование Богу во всех своих действиях.

Целибат для монахов и верность в браке для мирян. Нарушение этих правил может быть только в связи с особенностями некоторых тантрических садхан. Естественно, это не повод подгонять идеологическую базу тантры под мирские желания. Не брачную жизнь монах принимает для того, чтобы предписания грихастх не ограничивали садхану. Теоретически, конечно, возможно совмещение жизни грихастхи с серьёзной садханой, но в большинстве случаев это очень сложно. Поэтому некоторые садхаки выбирают не семейную жизнь, где нет необходимости загружать себя работой для семьи. Не стоит так же жизнь санньяси расcматривать как бегство от мира или как зарабатывание себе авторитета садху. Отрешенный образ жизни должен прийти естественным образом. Смотреть видео о брахмачарье


Кшама — прощение недостатков и вины других.

«Милосердие; прощение». Одна из добродетелей. Терпимость к тем, кто живёт не так как вы, многие люди не видят ничего кроме своих иллюзий, к ним нужно относится с пониманием. Прощение недостатков и вины других. Когда духовно практикующему причиняется какой-либо вред или наносится оскорбление, недопустимо обижаться или жаждать мести. Следует воздавать добром за причиненное зло, а не наоборот. Неуместно проявление недовольства или стремление свершить возмездие над оскорбившим. Смотреть видео о кшаме


Дхрити — терпение и стойкость во всяких обстоятельствах.

Подразумевает, что духовно практикующий должен развивать силу, чтобы переносить неблагоприятные жизненные условия, встречающиеся трудности и притеснения на пути своего продвижения. Он никогда не должен падать духом, беспокоиться или позволять сбивать себя с толку в любой ситуации, а неуклонно продвигаться по избранному пути.

Стойкость в садхане предельно важна, нужно стремится всегда выполнить то, что вам дал Гуру. Тот, кто идёт путём йоги всегда будет различными силами подвергаться множествам испытаний. Ученик должен знать, что его ученичество и заключается в его постоянном преодолении всевозможных препятствий. Конечно Гуру будет помогать, но ученики должны так же и сами развиваться. Чем большие испытания они выдерживают, тем большие сиддхи обретут. Смотреть видео о дхрити


Дайя — сострадание ко всем людям и иным созданиям, помощь находящимся в беде.

Означает желать всем освободиться от ложных отождествлений и по возможности помогать в этом, но не навязчиво. Сострадание должно исходить из сатьи.

Сострадание ко всем людям и иным созданиям, находящимся в беде. Здесь подразумевается выражение сочувствия, переживание бедствий и трудностей другого человека как своих собственных и внутреннее побуждение оказывать реальное содействие в устранении невзгод, восстановить в жизни счастье и мир. Практикующий должен воспитывать в себе всеобщее расположение, чувство всеединства и готовность служить всем. Смотреть видео о дайе


Арджава — простота жизни.

Подразумевается, что в поведении не должно быть искусственности, двуличия, неискренности. Одна из добродетелей, которую необходимо развивать.

Ведение простого образа жизни без пышности и великолепия в еде, одежде и благоустройстве жилища, избавление от лукавства в поведении. Внешняя жизнь практикующего должна правдиво отражать внутреннюю, и он не должен выставлять себя тем, кем он не является на самом деле.

Стараться быть искренним с Гуру и Гуру-бхайами (братьями и сестрами по дхарме). Эта крайне необходимо, потому что если ваши проблемы на виду, то все постараются вам помочь, чем смогут. Придерживаться арджавы не так просто, как кажется. Когда вы открыто так же говорите о своих недостатках, вы внутри за них уже меньше цепляетесь, и ваша душа от них освобождается. Смотреть видео об арджаве


Митахара — строгое регулирование питания.

Практикующий должен всегда помнить, что пища предназначена для поддержания и питания тела, а не для услаждения вкуса, удовольствия от вкушения и удовлетворения желаний. Он должен сформировать привычку принимать надлежащую пищу в нужном количестве и в назначенное время, а не потакать требованиям ума и вкуса.

Йогин должен придерживаться вегетарианства и т.д за исключением тех практик, когда их нарушение используется в ритуальных целях. Смотреть видео о митахаре


Шауча — очищение тела и ума.

В «Шаучу тела» входит много элементов садханы, например: нужно очищать мантрой асану на которой сидя повторяете джапу,совершать омовение после сна, a так же шат-кармыбхута-шуддхи и т.д., oчищениe речи через мауну, старайтесь в речи избегать апарадх по отношению к Учителям и Божествам. Для oчищения ума, оптимальный вариант — манасика-пуджа.

Омовение различных частей тела, купание в чистой воде, питье чистой воды, дыхание чистым воздухом, принятие чистой пищи в чистом обществе, соблюдение необходимых правил здоровья и гигиены и т.д. — все эти процедуры необходимо выполнять для очищения тела. В конечном счете, чистые мысли, эмоции, желания и наклонности должны быть направлены на очищение ума. Смотреть видео о шауче

ЙОГА во ХРИСТЕ ✝️ или христианский взгляд на йогу 5 ВТОРАЯ СТУПЕНЬ СТЕПЕНЬ ЙОГИ НИЯМА #ВЕГАН 💚 #ХРИСТОЛЮБ ✝️

ВТОРАЯ ступень/степень ЙОГИНИЯМА

Нияма — принципы взаимодействия с внутренней средой:

— сдерживание, ограничение, обет, пост;
— строгое соблюдение обетов, предписаний
— вторая часть Аштанга-йоги

В контексте йогической дисциплины нияма означает предписания для садханы. Йогин должен их придерживаться, потому что без них практика хатха-йоги и др. может навредить. Не соблюдая эти принципы или считая их просто моральными заповедями, не имеющими отношение к практике, очень мало шансов на то, что садхана йоги будет целостной и те же асаны и пранаяма принесут положительные результаты, в духовной жизни. Поэтому нужно придерживаться принципов Ямы-Ниямы и спрашивать постоянно Гуру о упадешах связанных с ними. Так можно утвердится в этих принципах, и обрести сиддхи, которые упоминаются в Йога-сутрах.


Тапас — аскетизм.

Также «тапасья». Дословно «огонь, жар». Очистительные духовные дисциплины, такие как аскетизм, покаяние и жертвоприношение. Тапас, как огонь, означает очищение, процесс разотождествления сознания с материальными объектами и направления восприятия в более высокие мерности.

Посредством аскезы вы устраняете тамас в теле и сознании, развиваете осознанность и самоконтроль. Тапас полезно совершать если вы где-то себя не проконтролировали, совершили ошибки. Самое лучшее если на них вам укажет Гуру, так как самому их очень сложно увидеть.

Аскетизм, то есть принятие такого образа жизни, который позволяет уму и телу спокойно воспринимать любые изменения климатических условий и внешнего окружения. Йог приучает тело безболезненно переносить жару, холод, дождь и прочие перемены погоды, вкушать грубую и невкусную пищу, соблюдать пост. Так он обуздывает всякую избирательность в предпочтениях тела, чувств и ума. Вся жизнь должна быть хорошо налаженной. Смотреть видео о тапасе


Сантоша — удовлетворенность тем, что есть.

Довольство тем, что есть на данный момент. Удовлетворенность всем полученным при естественном ходе событий и добровольном отказе от наложения какого-либо рода взысканий на происходящее. Это правило предполагает сохранение бодрости и спокойствия в любой ситуации. Ум освобождается от честолюбия, стремления к земным вещам и зависти по отношению к тем, кто наслаждается подобными вещами. Однако, не должно присутствовать довольство нравственными и духовными достижениями. Постоянная целеустремленность, наряду с настойчивостью, должны способствовать непрерывному прогрессу. Смотреть видео о сантоше


Астикья — вера в священные писания, Гуру и всех просветленных.

Вера в Ведыгуру и всех просветленных святых и мудрецов прошлого и будущего. Эта вера должна прилежно взращиваться. Следует освободить собственный ум от выискивания пороков души, постоянных сомнений и неверия. Серьезный практикующий должен веровать в духовные достижения древних маха-йогов и маха-джняни, для того чтобы развивать веру в свои личные качества для достижения подобных духовных высот. Приверженность школе, очень необходимa для духовного прогресса садхаки. Смотреть видео об астикье


Дана — пожертвование, дарение.

Например, жертвование на храмы, на духовные программы, пожертвование садху для еды и других нужд. Поскольку монахи живут только на подаяние, их необходимо поддерживать, т.к. они несут миру духовную чистоту и дхарму. Если садхака занимается бизнесом и живет как грихастха, то ему надлежит жертвовать какую-то часть своих доходов. Если же садхака является санньяси и не живет семейной жизнью, то он должен жертвовать все Гуру и не иметь никакой материальной собственности, кроме самого насущного, что необходимо для поддержания существования и выполнения ритуалов.

Дарение подразумевает взращивание великодушия, раскрытие сердца, переживание единства с другими посредством практики подаяния, производимого с сочувствием и смирением тем, кто живет в достатке и хорошо зарабатывает, для пользы того, кто нуждается. Это практический путь развития духа жертвенности и отрешенности и освобождения ума от привязанности к земному богатству, которая выступает наиболее опасным препятствием на пути духовного развития. Смотреть видео о дане


Ишвара-пуджана — преданное поклонение божеству.

Ступень ниямы, означающая поклонение божеству с преданностью, восхищением, почтением и любовью, выполняемое в конкретных формах, которые указаны в священных писаниях. Это понятие включает в себя непрерывное размышление об Ишваре, или Высшем Духе, как о Неизменной Самости и Абсолютном Властителе существующего миропорядка и сокровеннейшей душе каждого человека и иного творения, а также постоянное памятование о нем, осуществляемое с преданностью и любовью. Следует укреплять веру в то, что мир божественен и каждое действие направляется божественной волей. Надлежит ясно ощущать величественное присутствие Божества внутри сердца и во всех проявлениях космической системы, и развивать дух безостаточной самоотдачи Богу. Поклоняющийся должен предложить Богу свое «я» и все «мое» и думать о себе и личном имуществе как о том, что принадлежит Всевышнему Господу.

Ишвара не обладает особым именем или особой формой, а в силу вечной неисповедимой Шакти проявляется в бесчисленных именах и формах. Поклонение ему возможно с помощью любого избранного имени и формы, которая способна вдохновить сердце поклоняющегося ощущением трансцендентного всепроникающего духовного присутствия Божества и пробудить во всем его существе искреннее восхищение, благоговение, любовь и самопожертвование.

Людям известны многие великие имена, которые пробуждают божественное сознание в сердцах преданных, принадлежащих к разным слоям общества и говорящих на разных языках. Нередко особые формы или образы ассоциируются с определенными именами Божеств. В школе Горакхнатха почитают всех их, признавая за Ишвару, или Высший Дух, любые имена и формы. Горакхнатх и его просветленные последователи не одобряют какие бы то ни было ограничения, ханжество или фанатизм, которые, по их мнению, становятся камнем преткновения на пути духовного прогресса.

Совершая поклонение всем священным именам и формам, признанным как божественные различными религиозными обществами, и усматривая Ишвару в каждом из них, учителя Натха-Сампрадаи придают огромное значение имени и форме Шивы. Как уже упоминалось ранее, Шива есть особый Ишта-Девата, или Избранный Бог этой сампрадаи, поскольку его имя многие тысячелетия ассоциировалось с высшим духовным идеалом, достигаемым посредством йога-садханы.

Имя Шивы пробуждает сознание Ишвары, или Бога, воспринимаемого как Маха-Йогешвара, Маха-Джнянешвара, Маха-Тьягешвара, Маха-Премешвара, Маха-Гуру – Верховная Личность, в которой йогаджнянатьяга и према вечны и совершенны, Вечный Гуру для всех ищущих истину. Вот почему йоги под Ишвара-пуджаной понимают в первую очередь поклонение Шиве. Смотреть видео об ишвара-пуджане


Сиддханта-вакья-шравана — систематическое слушание (изучение) писаний, особенно йога-шастр, осмысление и понимание истин, открытых в них благодаря духовному опыту просветленных Учителей.

Перед вступлением на путь йоги, истинно ищущий должен ознакомиться с существующими представлениями о духовной природе человеческой души и основных духовных идеях человеческой жизни, получить представление об истинном отношении индивидуума с мироустройством, истинной природе Всеобщей Реальности, сокрытой и проявляющейся в мире путем естественного опыта.

Необходимо понимать важность йоги для совершенства тела, ума, разума и ясного сознания, ведущего к восприятию прямой тождественности души с Всеобщей Реальностью, а также главные отличительные черты и стадии йога-садханы.

Посредством шраваны, свадхьяи и вичары, — то есть при получении наставлений от компетентных учителей, систематическом изучении и размышлении, — следует изгнать из ума все склонности и предрассудки, ошибочные представления и предубеждения, ограниченные взгляды и сектантское высокомерие, чтобы обрести искренность и серьезность духа, взыскующего подлинной истины, добродетели и красоты. Смотреть видео об свадхьяе


Хри — чувство совести и стремление к исправлению своих недостатков.

Чувство стыда и угрызений совести при совершении любого неверного деяния, малейшем уклонении от пути благородства, нравственности и духовности, потакании любым дурным мыслям, желаниям или чувствам, произнесении любых оскорбительных, злых, лживых или неприличных слов. Это подразумевает взращивание способности к стойкому противостоянию любым пагубным влияниям, воздействующим на человека.

Хри важна для ученика, когда он, например: по незнанию совершает те или иные оскорбления. Многие считают что Гуру и Божества добрые и всё прощают. Может быть это и так, но совершая оскорбления мы сами себе создаём карму, которая отдаляет нас от высшего плана. Со временем если это не исправлять должным образом, карма может проявится так, что наше ученичество постепенно перестанет быть таковым. Поэтому ученик должен понимать, что для его чистых отношений с Гуру следовать этой заповеди очень необходимо. Смотреть видео о хри


Мати — развитие остроты разума, глубокого понимания.

А также развитие утонченной склонности и направления постоянного потока эмпирического сознания к тому, что имеет неизменную духовную ценность в жизни. Ум должен быть чистым, ясным, рассудительным и всегда открытым для истины. Смотреть видео о мати


Джапа — повторение божественного имени, совершаемое так часто и непрерывно, насколько возможно, мысленно или вслух, с глубокой преданностью.

Длительное повторение мантры, на четках или без. Существуют различные варианты выполнения джапы:
— ежедневное повторение мантры, на протяжении многих лет или всей жизни (как нитья-садхана);
— в пурашчаране для достижения мантра-сиддхи, с соблюдением определенных правил, и заданное число раз (общее число повторений зависит от самой мантры);
— во время праздников, таких как Махашиваратри, Наваратри, джаянти Божеств, как выражение любви и почтения к дэвате.

Есть мантры, произносимые на распев, где используются свары (тона), считается что они влияют на различные центры тонкого тела, к этой категории мантр могут относится, например, ведические мантры. Но они довольно сложные, им могут учить только очень хорошие мастера санскрита. Без очень опытного Гуру, вайдика-мантры и некоторые тантрические, самому освоить сложно.

Очень желательно, чтобы мантра была передана от компетентного Гуру, преданного Традиции и своим Учителям. Так как в большинстве случаев только таким образом при передаче мантры передается и Божество. Это происходит при прямой передаче реализованного состояния,  в виде «семени», которое садхак «взращивает»  в ходе ежедневной садханы.

Выполнению джапы способствует пранаяма и выполнение ньяс, которые обеспечивают интегрирование энергоструктуры божества в энергетику садхаки, что усиливает эффект от чтения джапы.

В «Виджняна Бхайрава Тантре» говорится, что настоящая джапа – это медитация на живую энергию в виде пульсации, спанданы, а цель всех джап – прийти к этой вибрации, осознавании энергии Божества. Смотреть видео об джапе


Хома — предложение божеству еды, питья и предметов, которые представляют ценность для поклоняющегося.

Хома, Хаван (Санскрит. होम) буквально переводится как огненное жертвоприношение или жертвенные дары, предлагаемые огню (ахавания), чаще всего это возлияние очищенного масла.

Хаван (हवन्) в буквальном переводе означает сжигание или зов (призывание Божества в огонь).

Хома или хаван представляет собой один из самых древних обрядов Индии, поэтому он считается наиболее сильным. Хома очищает органы действия и восприятия (индрии), в которых проходят нади тонкого тела. Во время ритуала хомы Божество приглашается в огонь (авахана), происходит «рождение» Божества в огне, затем осуществляется Его почитание с мантрой и различными подношениями (самагри), а по завершению хомы энергия Божества вбирается внутрь (висарджана). В конце ритуала Божеству жертвуется в огонь часть прасада, а также кокосовый орех, который символизирует человеческое тело или эго — превращение кокоса в пепел означает разрушение эго. Обычно, в конце хомы все принимают часть прасада, делая таким образом подношение пяти своим пранам (бхутагни).

Огонь – это представитель Бога на земле. Агни очищает всё, с чем соприкасается, сам при этом не загрязняется. Поэтому считается, что в век Кали-юги почитание Божества в огне является наиболее эффективным. Обычно хома проводится в специально приготовленном углублении, сделанном в земле, которое смазывается глиной. Такое священное место называют дхуни или хаван-кундой. В зависимости от традиций она может иметь разную форму. У натхов форма дхуни круглая, символизирующая пурнату (полноту Абсолюта) и йони, сотворяющую все мироздание, сразу всех Богов, а так же тело человека и Вселенной. Почти во всех хомах почитается земля, в которой выкапывается хавана-кунда, или же место как «асана» для огня.

ЙОГА во ХРИСТЕ ✝️ или христианский взгляд на йогу 6 ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ СТЕПЕНЬ ЙОГИ АСАНА #ВЕГАН 💚 #ХРИСТОЛЮБ ✝️

ТРЕТЬЯ ступень/степень ЙОГИАСАНА

Устойчивое положение тела, в котором йоги может контролировать прану, ум и чувства. Асан существует великое множество, но все они ведут к качественному освоению сиддхасаныпадмасаны и др. положений, в которых можно с легкостью совершать дхьяну. Термин «сукхам», который использует Махариши Патанджали, применительно  к понятию асана, означает «кха» — пространство, «су» — благое; благое пространство. Это такое сочетание положения тела, энергии и сознания, которые автоматически приводят к состоянию дхьяны, пранаямы и т.п. Поэтому желательно отличать понятие «асана», которое подразумевается в священных текстах и тренировочные упражнения, которые носят часто лишь оздоровительный эффект.

Асаны отображают происхождению Вселенной, основные ее элементы, их разновидности и сочетания. Считается, что сколько живых существ, столько и асан существует и Шива знает их все, так как он ими и является.

Другое значение слова «асана» — подстилка, на которой сидит практикующий; также может означать место, в котором выполняется садхана. Подробнее см. асана (место).

ЙОГА во ХРИСТЕ ✝️ или христианский взгляд на йогу 7 ЧЕТВЁРТАЯ СТУПЕНЬ СТЕПЕНЬ ЙОГИ ПРАНАЯМА #ВЕГАН 💚 #ХРИСТОЛЮБ ✝️

ЧЕТВЁРТАЯ ступень/степень ЙОГИПРАНАЯМА

(с санскр. «прана» — дыхание, жизнь, энергия жизни; «аяма» — неограниченность, растягивание, контроль, остановка, задержка). Итоговое значение: слияние принципа формы с бесформенным, движения в недвижимом, множества в едином, энергии с сознанием. Подобные практики используются для раскрытия сознания и наоборот, посредством сознания увеличивается энергетический уровень.

Техника сознательного управления дыханием, включающая в себя систему дыхательных упражнений или же растягивание времени вдоха (пурака), выдоха (речака) и задержки между ними (кумбхака). Можно также сказать, что под пранаямой подразумевается трансформация жизненной энергии из ее грубого состояния в более тонкое, что позволяет перенести сознание на качественно более высокий уровень функционирования.

Поток выдыхаемого воздуха и уровень сознания взаимосвязаны. Например, дыхание, которое в процессе выдоха выходит из ноздри до верхней губы, является критерием того, что у человека сознание йога и очень высокий уровень осознанности, он может контролировать свой ум. Если дыхание доходит до области горла, то у человека — сознание философа, если дыхание доходит еще ниже – сознание более грубое, таким образом измеряется уровень контроля праны и ума, эти уровни связаны с таттвами, поэтому рекомендуют при дыхании визуализировать световые точки с оттенком той или иной таттвы.

Работа с дыхательным рефлексом — одно из самых распространенных в хатха-йоге и тантре средств, помогающее осознавать прану и в какой-то степени управлять ею. Многие сверхспособности (сиддхи), которые развивают йоги в процессе садханы, часто открываются посредством пранаямы. Это своеобразное соединительное звено между хатха-йогой и раджа-йогой.

Когда практикующий проводит обряд почитания божества (пуджу), то правила чтения текстов и мантр предполагают такую их рецитацию, при которой мантры читаются на выдохе, на одном дыхании, что автоматически включает состояние пранаямы. В пуджах часто применяется нади-шодхана пранаяма, которая очищает энергетические каналы и помогает энергетически очиститься перед ее выполнением. Такая пранаяма в основном используется в тантризме, так как в отличие от йоги, в тантре психофизическое очищение дополнительно достигается через непростые формы поклонения Божеству.

Пранаяма также помогает достичь цели раджа-йоги посредством прананиродхи, пранасамродхи или пранасамьямы и обрести самадхи, ведь прана и читта взаимозависимы. С помощью контроля праны можно научиться контролировать свары (потоки энергии), или прану, исходящую из ноздрей, отчего все ваши действия станут эффективными.

ЙОГА во ХРИСТЕ ✝️ или христианский взгляд на йогу 8 ПЯТАЯ СТУПЕНЬ СТЕПЕНЬ ЙОГИ ПРАТЬЯХАРА #ВЕГАН 💚 #ХРИСТОЛЮБ ✝️

ПЯТАЯ ступень/степень ЙОГИПРАТЬЯХАРА

(санскр. прати – обратно; ахара — забирание)
забирание чувств и ума обратно в Атман

Это контроль чувств через контроль ума, так как ум (манас) так же считается одним из органов восприятия (индрия). Посредством пратьяхары сознание от ограниченных объектов перенаправляется к Абсолюту. Состояние отрешенности от внешнего мира, конкретного объекта мысли, контроль над чувствами и ощущениями в практиках йоги.

ЙОГА во ХРИСТЕ ✝️ или христианский взгляд на йогу 9 ШЕСТАЯ СТУПЕНЬ СТЕПЕНЬ ЙОГИ ДХАРАНА #ВЕГАН 💚 #ХРИСТОЛЮБ ✝️

ШЕСТАЯ ступень/степень ЙОГИДХАРАНА

Держание, удержание; сосредоточение, направленность потока сознания на объект.

Согласно доктрине натхов и некоторых тантрических течений дхарана — это удержание чувства тождества с обьектами, удержание недвойственного состояния.

ЙОГА во ХРИСТЕ ✝️ или христианский взгляд на йогу 10 СЕДЬМАЯ СТУПЕНЬ СТЕПЕНЬ ЙОГИ ДХЬЯНА #ВЕГАН 💚 #ХРИСТОЛЮБ ✝️

СЕДЬМАЯ ступень/степень ЙОГИДХЬЯНА

Восприятие, внимание, медитация, сосредоточение, созерцание;
непрерывное сосредоточение или погруженность в себя.

Существует множество видов дхьяны, которые описаны в текстах натховстхула-дхьянасукшма-дхьянаджьоти-дхьяна и др.

При дхьяне происходит погружение в объект, при этом чувство эго утрачивается и доминирует восприятие объекта. Все практики дхьяны в той или иной степени подразумевают отождествление: например, стхула-дхьяна происходит на образ мурти, сукшма-дхьяна – на мантру Со Хам. Характерное отличие дхьяны у натхов от нее же у Патанджали состоит в том, что это происходит за счет работы с шакти. Огонь сознания поглощает (поедает) объекты дхьяны, а также все, с чем сознание соприкасается, и это может стать постоянной естественной практикой.

Дхьяна – это одна из форм упасаны, которая может быть дакшиначарской, вамачарской и йогической. Дакшиначарская – это карма-канда, которая очищает ум, вамачарская – в которой ум (Шива как сознание) поглощает элементы пуджи и все самое грубое, даже то, что рассматривается как негативное.

ЙОГА во ХРИСТЕ ✝️ или христианский взгляд на йогу 11 ВОСЬМАЯ СТУПЕНЬ СТЕПЕНЬ ЙОГИ САМАДХИ #ВЕГАН 💚 #ХРИСТОЛЮБ ✝️

ВОСЬМАЯ ступень/степень ЙОГИСАМАДХИ

достижение своего истинного «Я», состояние целостности, полной реализации.

Состояние глубокого транса, когда исчезают границы между объектом, субъектом и их самбандханой (взаимосвязью). Существует множество разновидностей этого состояния:

савикальпа-самадхи
нирвикальпа-самадхи
дхьянайога-самадхи
лайя-йога самадхи
нада-йога самадхи
раджа-йога самадхи
расананда-самадхи
бхактийога-самадхи
махабхава-самадхи
джада-самадхи
и др.

Также так называют место захоронения йогинасанньяси или святого.
По индийскому обычаю, тела тех, кто принял санньясу, после смерти не сжигают, а предают земле. Тела йогинов помещают в землю в сидячем положении, с ногами в позе «лотоса». Эти места потом становятся местами паломничества и почитания. Перед ними, также как и с мурти, проводят нади-пуджу, ритуал арати.