Не судите, да не судимы будете; не осуждайте, и не будете осуждены, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить
Кто из нас не слышал в свой адрес эту заповедь, когда мы вслух размышляли и делали вывод кто добр, а кто зол, а кого-то и прямо обличали в совершении различных злодеяний? Думаю почти каждый человек слышал это в свою сторону. «НЕ СУДИ» — говорят нам, — «да не судим будешь». Но что имел ввиду Иисус, когда учил нас не судить и не осуждать? Давай-те разберёмся в этом.
0 — Предисловие

Суд и осуждение. Рассуждение. Обличение
Каждый здравомыслящий и исследующий Евангелие христианин знает, что помимо заповеди «не судить и не осуждать», мы научены Иисусом Христом «рассуждать» и «обличать». Но в чём суть каждой заповеди и где чёткая грань между ними? Ведь очень часто, не познавшие истину, христиане, обличают познавших в том, что своими рассуждениями и обличениями злодеяний человеческих они судят грешников и осуждают их, что Христом прямо запрещено делать, а значит сами согрешают, не исполняя заповедь «не судить и не осуждать»! Но так ли это на самом деле? Нет, не так. Христиане, познавшие истину в полноте, знают, что «осуждение», «рассуждение» и «обличение» — разные заповеди по своей сути, с чёткими гранями между собой, перейти которые просто так, легко или случайно, не возможно. И все они являются обязательными для исполнения, ибо все являются делами, проявлением, одной и той же любви!
«НЕ СУДИТЕ, НЕ ОСУЖДАЙТЕ»
Эти слова Иисус произносит в нагорной проповеди, давайте же посмотрим контекст и поймём то, чему нас учит Иисус.
1 НЕ СУДИТЕ, да не судимы будете, 2 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
[РАССУЖДЕНИЕ] 3 И что ты смотришь на сучок в глазу брата твоего, а бревна в своём глазу не чувствуешь? 4 Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоём глазу бревно?
[ОБЛИЧЕНИЕ] 5 Лицемер! Вынь прежде бревно из своего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. (Ин.7-8главы)
Иисус учит нас не судить никого, но при этом Сам в Себе показывает пример того, что он тут же «рассуждает» об истине (стих 3-4) и «обличает» Своего слушателя (стих 5).
Из этой речи Иисуса остановится очевидно, что «рассуждение» и «обличение» не то же самое, что «суждение» и «осуждение».
Поэтому, далее, давайте подробно исследуем каждую тему:
1 — РАССУЖДАЙТЕ о добрых и злых

Стоит ли вообще нам с вами рассуждать о том, что рассуждение — это добродетель, заповедь, которая была дана от начала ещё первому человеку в раю, и будет оставаться ею во веки веков. Приводить здесь отдельные евангельские цитаты Иисуса о рассуждении того, что хорошо и что плохо, кто добр, а кто зол — нет никакого смысла, ибо для этого придётся просто вставить сюда все четыре Евангелия целиком, ибо все они как раз об этом!
2 — ОБЛИЧАЙТЕ

Учил ли Иисус обличать грешников и обличал ли кого-либо Сам?
Да, постоянно!
Давайте исследуем следующие места Евангелия:
15 Если же согрешит против тебя брат твой, то пойди и ОБЛИЧИ (упрекни, выскажи — Лк.17:3) его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего;
16 если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей (а НЕ СУДей) подтвердилось всякое слово; 17 если же не послушает их, скажи церкви (а не пресвитерам, священникам, судьям и пр.; Гал.2:14; Деян.15); а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Быт.2:15;4:6-15;9:5-7; Мф.5:38-42). 18 Истинно говорю вам (ученикам — 1стих): что вы завяжете на земле, то будет завязано на небе; и что развяжите на земле, то будет развязано на небе(1Кор.5глава). 19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, 20 ибо, где двое или трое собраны во имя (любви — 1Ин.4:16;3:16) Моё, там (церковь) Я посреди них.
то же место у Луки:
1 Сказал также Иисус ученикам:
― Невозможно не придти соблазнам, но горе тому человеку, через кого они приходят; 2 но лучше было бы для него, если бы на шею ему повесили большой камень и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих. 3 Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему (упрекни его); и если покается, прости ему; 4 и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день покается, и скажет: каюсь, ― прости ему (Мф.18:1-17).
Как видим Иисус учит нас обличать в зле согрешившего против нас человека, но не судить его и не осуждать! Если не покается, то призвать и рассудительных людей, и всю церковь, если потребуется, но не для ОСУЖДЕНИЯ грешника, а для его вразумления мудрыми людьми и обличения ради его, грешника, покаяния. Но если ничего не подействует на грешника, то НЕ ОСУЖДАТЬ его, НЕ НАКАЗЫВАТЬ, а лишить его лишь общения с собой. А если грешник осознает грех, покается, и когда попросит прощения, то простить его и снова общаться.
Но Иисус обличал ли кого Сам, лично или заочно, по одиночке или группу лиц, поступки, слова и учения?
Обличал ли только тех, кто грешил против Него Самого или грешили против других словами и делами?
Конечно да, обличал, и делал это постоянно!
Иисус обличал:
родственников
Мф.12
46 Когда же Он ещё говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним.
47 И не́кто сказал Ему:
― Вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.
48 Он же сказал в ответ говорившему:
― Кто Матерь Моя? и кто братья Мои?
49 И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал:
― Вот матерь Моя и братья Мои; 50 ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.
Обличение не обязательно должно сопровождаться какими-то словами-эвфемизмами типа «сатана», «дети дьявола», «змеиное отродье», «маловеры» и т.д., оно указывает на грех! И в данном случае — на грех родственников не исполнением Божьих заповедей. Из других мест Евангелия, мы знаем, что родственники не верили ни в Него, ни Ему, и хотели упечь Христа в дурку.
учеников
Лк.4
22 И, отозвав Иисуса, Пётр начал прекословить Ему:
― Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!
23 Иисус же, обратившись, сказал Петру:
― Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божье, но что человеческое.
Лк.9
54 Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали:
― Господи, хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошёл с неба и истребил их, как и Илия сделал?
55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал:
― Не знаете, какого вы духа; 56 ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать.
Не однократно называл учеников Своих мало верными и упрекал их в этом (цитат слишком много)
Мк.16
9 Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. 10 Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; 11 но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили. 12 После этого явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. 13 И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. 14 Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на ужине, и упрекал их за неверие и упрямство, что видевшим Его воскресшего не поверили.
Обличал самых близких учеников и упрекал их в том, что они не верят даже другу о вести Его воскресения.
царей
Лк.13
31 В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему:
― Выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя.
32 И сказал им:
― Пойдите, скажите этой лисице: вот я, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день окончу;
судей и первосвященников
Ин.19
10 Пилат говорит Ему:
― Мне ли не отвечаешь? Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?
11 Иисус отвечал:
― Ты не имел бы надо Мною никакой власти (судить праведно), если бы не было дано тебе свыше; потому более греха на том, кто предал Меня тебе.
членов синедриона и начальников иудейских
Ин.3
9 Никодим сказал Ему в ответ:
― Как это может быть?
10 Иисус отвечал и сказал ему:
― Ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?
полицаев
Ин.19
22 Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав:
― Как отвечаешь Ты первосвященнику?
23 Иисус отвечал ему:
― Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьёшь Меня?
законников, книжников, фарисеев
Мф.15
3 Он же сказал им в ответ:
― Зачем и вы преступаете заповедь Божью ради предания вашего? 4 Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрёт. 5 А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: «дар Богу» то, чем бы ты от меня пользовался, 6 тот может уже и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божью преданием вашим. 7 Лицемеры! Хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: 8 приближаются ко Мне люди устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; 9 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
Мф.23
13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, …16 Горе вам, вожди слепые, … 27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь украшенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты; 28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. … 33 Змеи, порождения ехидны! Как убежите вы от осуждения в геенну?
Ин.8
42 Иисус сказал им:
― Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшёл и пришёл; ибо Я не Сам от Себя пришёл, но Он послал Меня. 43 Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. 44 Ваш отец дьявол (вы — дети льявола); и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи. 45 А как Я истину говорю, то не верите Мне. 46 Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? 47 Кто от Бога, тот слушает слова Божьи. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога.
Цитат про обличение законников, книжников, фарисеев можно приводить очень много
и все лживые и человеконенавистнические учения и заповеди человеческие
Лк.12
1 Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим:
― Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.
…
15 При этом сказал им:― Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.
Это далеко не полный список цитат Евангелия по теме обличения, ибо само Евангелие, Его жизнь и учение, это и есть обличение в грехах мира, лежащего во зле! Слащавые проповеди без обличения не имеют ничего общего с Евангелием и проповедью, призывающей к покаянию в злодеяниях.
Апостолы
Апостолы обличали ли сами кого-то? Конечно, да! Обличали и постоянно.
Приведу в пример всего несколько цитат:
1Тим.5:20
Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.2Тим.4:2
проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.Тит.1:13
Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере,Тит.2:15
Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя.
Мы видим прямые указания обличать грешников!
Сначала я хотел здесь привести хотя бы избранные места, но это оказалось невозможным, потому что каждое послание любого апостола — это концентрат рассуждений и обличений всяких заблуждений и лжеучений, групп лиц и конкретных людей. Если вы с открытым сердцем исследуете послания апостолов на тему «ОБЛИЧЕНИЕ», то убедитесь, что обличение — это суть и стержень всех апостольских посланий!
3 — НЕ СУДИТЕ и НЕ ОСУЖДАЙТЕ

В Евангелии от Матфея читаем следующие слова Иисуса о том, чтобы «НЕ СУДили»:
1 НЕ СУДИТЕ, да не судимы будете, 2 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
Но в Евангелии от Луки, есть очень важная дополнительная подробность:
37 Не судите, и не будете судимы; НЕ ОСУЖДАЙТЕ, и не будете осуждены (Ин.8глава); прощайте, и прощены будете; 38 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясённою, нагнетённою и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.
Иисус учит нас не просто не осуждать на какое-либо наказание, а вообще, даже не судить, то есть тем самым Иисус восстаёт против человеческой судебной системы, желая её уничтожения, через добровольный отказ людей вообще судить кого-либо.
Но почему Иисус учит нас ни просто не судить никого, но НЕ ОСУЖДАТЬ? Да вот почему. ОСУЖДЕНИЕ подразумевает вынесение вердикта о виновном, назначение наказания, а за ним и его исполнение. Но наказывать, то есть применять силу, значит лишать кого-то жизни, здоровья, свободы, имущества и прочее, а Иисус нам запрещает применять какое-либо насилие к человеку другими Своими словами в этой же нагорной проповеди, призывая любить врагов и примером Своих собственных поступков, о которых и поговори далее.
НЕ СУДИТЕ и НЕ ОСУЖДАЙТЕ в большом

Чтобы однозначно правильно понять заповеди Иисуса, нужно смотреть на Его поступки, ибо всё, чему Он учил на словах, Он подкреплял Своими делами: поступками и словами (слово это тоже дело).
Первый поступок, который мы с вами рассмотрим, это тот, когда Иисус не судил и не осудил женщину, пойманную за изменой мужу, которую, по закону Моисея, должно было осудить на смертную казнь через побивание камнями.
1 Иисус же пошёл на гору Елеонскую. 2 А утром опять пришёл в храм, и весь народ шёл к Нему. Он сел и учил их. 3 Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив её посреди, 4 сказали Ему:
― Учитель, эта женщина взята в прелюбодеянии; 5 а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?(Втор.22:22-24)
6 Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его.
Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.
7 Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им:― Кто из вас без греха, первый брось на неё камень.
8 И опять, наклонившись низко, писал на земле. 9 Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних.
Из Иисуса горе-христиане пытаются сделать совершенного иудея, соблюдающего до чёрточки, закон Моисея. Но этот эпизод в очередной раз доказывает нам несостоятельность этой дьявольской хулы на Христа. Иисус не жил по закону Моисея и не соблюдал его человеконенавистнические заповеди! (см. далее стих 17)
И остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.
10 Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей:[РАССУЖДЕНИЕ] ― Женщина, где твои обвинители? Никто не осудил тебя!
11 Она отвечала:
― Никто, Господин.
Иисус сказал ей:
[НЕ ОСУЖДЕНИЕ] ― И Я не осуждаю тебя;
[ОБЛИЧЕНИЕ] иди и впредь не греши.
Далее видно, как Иисус и рассуждает (здесь без обличения, потому что толпа, бличаемая совестью разошлась), и не осуждает и тут же обличает грешницу, ради её же будущего блага. Из этого события очевидно, что под «осуждением» в нагорной проповеди Иисус имел ввиду не осуждать на смерть или любой другой приговор, связанный с любым другим насильственным наказанием (лишением жизни, здоровья, свободы, имущества и т.д.), а не запрет обличения и уж тем более рассуждения. Очевидно, что под «осуждением» имеется ввиду запрет на изменения человека силой, применения к человеку насилия, палкой делать его святым, камнем вбивать ему в голову истину.
12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им:
― Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (1:1-18).
13 Тогда фарисеи сказали Ему:
― Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твоё не истинно.
14 Иисус сказал им в ответ:
[РАССУЖДЕНИЕ] ― Если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Моё истинно; потому что Я знаю, откуда пришёл и куда иду;
[ОБЛИЧЕНИЕ] а вы не знаете, откуда Я и куда иду.15 Вы судите по плоти;
[НЕ ОСУЖДЕНИЕ] Я не сужу никого.
16 А если и сужу Я (о вас, рассуждая и обличая), то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня.
Снова в одном небольшом предложении Иисус и рассуждает и обличает, и тут же утверждает, что не осуждает никого, рассуждая о них и обличая их!
Тайна 16 стиха раскрывается очень легко, если как всегда вместо слова Отец-Бог подставить слово ЛЮБОВЬ. Иными словами Иисус им говорит, что если и назвать сегодняшние действия судом, то посмотри как я судил и осудил её, эту грешницу. Как, имея любовь к ней, судил её! Судил её праведно: не убивая её, обличил её и призвал к деятельному покаянию, изменению своей жизни — тем самым становясь единым с Богом-Отцом, Который не хочет смерти грешников, но чтобы покаялись и вечно живы были и счастливы!
17 А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно. 18 Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня.
Иисус, говоря что Он и Отец одно, при это закон Моисея не называет законом Божьим, законом Его Отца, Своим законом (так как Он и Отец одно)! Иисус всегда называет его законом Моисея или ВАШИМ.
3 — НЕ СУДИТЕ и НЕ ОСУЖДАЙТЕ в малом

А вот ещё один очень показательный эпизод в Евнагелие, где Иисусу в очередной раз предлагают стать судьёй по образу Моисея и прочих судей израиля и всего человечества. Как поступил Иисус? Отверг это предложение! Как должны поступать в жизни мы? Точно также как Он!
13 Некто из народа сказал Ему:
― Учитель, скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство.
14 Он же сказал человеку тому:
― Кто поставил Меня судить или делить вас?
Очевидно, что Иисус не становится судьёй ни в деле о прелюбодеянии, где женщине грозит смертная казнь, ни в деле раздела имущества.
А посмотрев на контекст, хотя бы на всю 12-ю главу Евангелия от Луки, то увидим как Иисус перед НЕ СУЖДЕНИЕМ и рассуждает:
1 Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим:
― Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.
15 При этом сказал им:
― Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.
и обличает:
28 Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то тем более вас, маловеры!
54 Сказал же и народу:
― Когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так; 55 и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает. 56 Лицемеры! Лицо земли и неба распознавать умеете, как же времени этого не узнаете? 57 Зачем же вы и по самим себе не рассудите, чему быть должно?
Значит под заповедью «НЕ СУДИТЕ, НЕ ОСУЖДАЙТЕ» имеется ввиду обличение грешника в грехе с последующим его наказанием за грех, с помощью применения к нему насильственных действий и лишением грешника жизни, здоровья, свободы, имущества и т.д.
Отсюда вывод: грех ОСУЖДЕНИЯ, это не одно и тоже что обличение, и не имеет с обличением каких-либо тонких границ, а потому его не так уж и просто совершить. По сути и совершить-то его могут только люди, обличённые какою-либо властью, и, имеющие подконтрольный силовой аппарат.
Апостолы
Теперь давайте посмотрим, что писали апостолы Христа по этой теме:
Прежде всего, справедливости ради, надо отметить, что апостол говорит об отношениях в самой церкви (4 стих), но на самом деле, христиане свои отношения внутри общины транслируют и на весь мир, чтоб весь мир стал телом Христовым. Здесь апостол говорит всё в согласии с Евангелием Иисуса Христа. Первое: он говорит, уже сами тяжбы друг с другом унизительны для христиан, но; Второе: что если уж и случилось разногласие, то в церкви всегда есть не судьи, но рассудительные христиане, которые рассудят о деле в духе любви как это делал Иисус, но; Третье: если кто-то и не внемлет рассудительному голосу единоверцев, и тот будет настаивать на своём, то для истинного последователя Христа должно остаться обиженным, чем обидеть кого-то.
12 Итак облекитесь, как избранные Божьи, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, 13 снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. 14 Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. 15 И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы (члены) и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. (+ Еф.2глава)
Здесь апостол пытается глухого к любви и рассудительности христианина убедить не добиваться своего любыми средствами, а простить обидчика, пусть даже он и является таковым по истине.
14 Душевный человек не принимает того, что от Духа Божьего, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о том надобно судить духовно. 15 Но духовный судит обо всём, а о нём судить никто не может.
Прежде всего, чтоб понять контекст, нужно прочитать всю главу целиком. Греческие слова здесь и в нагорной проповеди используются разные, хотя перевод практически одинаковый. В согласии с разобранными параллельными местами становиться ясно, что здесь апостол говорит о рассуждении и обличении, а не об осуждении.
Мой личный опыт
На момент написания данной статьи меня уже неправедно осудили за преступления, которых я не совершал и приговорили к реальному сроку тюремного заключения.
А за что меня судили и осудили?
За обличения мира, лежащего в грехе, за обличение национализма, убийств, насилия и войн, за обличение грешников и их злодеяний, за проповедь Истины о свободе и любви даже к своим врагам.
Я — обличая мир во грехах, исполняю Христову заповедь об обличении.
Мои судьи — осуждая меня на лишение свободы, нарушают Христову заповедь об не осуждении.
Вот мне и Вам наглядный пример того, как можно грешить против Христа и Евангелия, неправедно осудив, лишить свободы доброго проповедника Истины и любви, обличающего мир, утонувшего в грехе.
Дополнительно
В чём СУТЬ ХРИСТИАНСТВА? Зачем являлся Христос? Оставил ли Он нам пример святой жизни? В чём СМЫСЛ УЧЕНИЯ и истинность заповедей ИИСУСА ХРИСТА в Евангелии? Все ответы на эти и подобные вопросы в этом плейлисте:
ХРИСТИАНСТВО ✝️ ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА и Его УЧЕНИЕ о любви ❤️ свободе и вечной жизни